Об исповеди и причастии | Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

Об исповеди и причастии

Исповедь

Покаянием, или Исповедью, называется Таинство, в ходе которого верующий называет свои грехи, а священник от имени Бога объявляет об их прощении.

Многие люди не видят собственных грехов и недостатков. Отсутствие способности критически себя оценивать (при одновременном гипертрофированном внимании к недостаткам других людей) – весьма распространенная духовная болезнь. О ней Господь Иисус говорил: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф.7:3–5).

Эта болезнь врачуется покаянием. Покаяние – не несправедливое самоосуждение или самобичевание: оно требует трезвого, здорового, но критичного взгляда на самого себя. Такой взгляд трудно приобрести без помощи Божией. Вот почему в одной из молитв, читаемых Великим постом, говорится: «Господи… даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего» («Господи, дай мне видеть мои грехи и не осуждать брата моего»).

Видение своих грехов и недостатков – важнейшая предпосылка для покаяния. Для того чтобы увидеть свои грехи, нужно постоянно сверять свою жизнь с Евангелием – с Нагорной проповедью Спасителя из Евангелия от Матфея, с другими Его наставлениями. В свете этих наставлений, как в зеркале, становится видно все то, в чем человек «не дотягивает» до нравственного идеала.

Исповедь может совершаться в форме молитвенного обращения к Богу или в форме беседы со священником. Важна не форма, а содержание исповеди. Не следует на исповеди рассказывать о совершённых грехах в подробностях, излагая обстоятельства дела и различные сопутствовавшие факторы. Не следует говорить о чужих грехах или жаловаться на других людей. Не следует превращать исповедь в обсуждение «проблем», жизненных трудностей, богословских вопросов. Исповедь – это прежде всего рассказ о своих недостатках, грехах и пороках. Условие освобождения от них и прощения – твердое желание исповедующегося отказаться от них или, по крайней мере, бороться с ними.

Очень часто люди, приходя на исповедь раз за разом, называют одни и те же грехи. Это не означает, что исповедь бесполезна. Освобождение от грехов не происходит автоматически. Грехи являются не чем иным, как духовными болезнями. Как и в случае с болезнями телесными, здесь очень важно правильно поставить диагноз: этот диагноз на исповеди человек ставит себе сам, а помогает ему в этом священник. Далее – не менее важно четко изложить симптомы болезни своей души, чтобы врач мог подобрать правильные духовные лекарства. Что же касается исцеления, то иногда это длительный и сложный процесс, который может продолжаться долгие годы.

Чем ближе человек к Богу, тем больше он ощущает свою греховность и свое несовершенство, тем острее осознает собственные недостатки. Апостол Павел считал себя первым из грешников (1Тим.1:15). Покаяние приводит человека к глубокому осознанию своей греховности, при этом в других людях он начинает видеть все меньше и меньше недостатков, а если и видит, то умеет отделять грех от грешника, болезнь от больного.

Покаяние – это переоценка ценностей, коренное изменение во взглядах на самого себя и на окружающих людей. Подлинное покаяние не приводит ни к унынию, ни к отчаянию. Наоборот, оно способно принести внутреннюю глубокую радость, подобную той, которую испытывает человек, выздоравливающий после долгой тяжелой болезни.

Исповедь завершается тем, что священник прочитывает над кающимся слова разрешительной молитвы, в которой говорится о том, что Господь прощает ему все грехи. Непременным условием действенности этой молитвы является искренность кающегося. Если из-за ложного стыда или по каким-то иным соображениям человек, пришедший на исповедь, утаивает от священника те или иные грехи, он не получает прощения от Бога, и таинства духовного исцеления не происходит.

Причастие

Главным богослужением суточного круга является Божественная Литургия, за которой происходит главное Таинство Церкви: Евхаристия.

Греческое слово «литургия» буквально означает «общее дело»: этим словом с древних времен обозначалось богослужение, за которым совершалось преломление хлеба в воспоминание Тайной вечери.

Слово «Евхаристия» означает «благодарение»: оно указывает на благодарственный по преимуществу характер молитв, возносимых священником и народом за этим богослужением.

Евхаристия является главным Таинством Церкви. Ее называют «Таинством Таинств», поскольку она представляет собой сердцевину церковной жизни, фундамент, на котором построено здание Церкви. Без участия в Евхаристии невозможно спасение человека, его вхождение в вечную жизнь.

Об этом говорил Сам Господь Иисус Христос: «Я есмь хлеб жизни… Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира… Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.6:48–56).

Евхаристия – это возобновление и продолжение Тайной вечери, последнего ужина Иисуса с учениками, на котором Он преподал им Свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина.

После Воскресения Спасителя Его ученики в каждый первый день недели собирались для того, чтобы в Его воспоминание совершить преломление хлеба. Евхаристическая трапеза начиналась с вечера и могла продолжаться до утра (Деян.20:7–11). Трапеза носила торжественный, ритуально-литургический характер, и основным ее тоном было благодарение. За трапезой читались книги Ветхого Завета, произносились продолжительные поучения (Деян.20:9,11), исполнялись «псалмы, славословия и духовные песни» (Кол.3:16). Сама Евхаристия – преломление хлеба в воспоминание Иисуса Христа – совершалась в конце трапезы.

Со временем Евхаристия из трапезы превратилась в богослужение, совершаемое в соответствии с четко прописанным литургическим чином. Но характер трапезы сохранило само Таинство Евхаристии, или Святого Причащения.

Церковь верит, что всякий раз, когда совершается Евхаристия, во главе ее стоит Сам Христос. Именно Он – подлинный совершитель Евхаристии, действующий через священника или епископа, стоящего во главе евхаристического собрания.

В Евхаристии участвует вся церковная община. Евхаристия – это не священнодействие, которое священник совершает для прихожан: это бескровная жертва, которую вся община во главе со священником приносит Богу.

Что происходит с хлебом и вином на Евхаристии? По молитве священника и всей церковной общины на них сходит Святой Дух и они становятся Телом и Кровью Христа.

Вера в то, что евхаристические хлеб и вино после преложения становятся реальными, а не символическими, Телом и Кровью Христа, была изначальной верой Церкви. В Православной Церкви эта вера свято хранится. После преложения хлеб и вино сохраняют свой внешний вид и физические свойства, но по своей сущности они становятся Телом и Кровью Спасителя. Их называют «Святыми Тайнами», или «Святыми Дарами», подчеркивая, что это главная святыня Церкви, драгоценный и таинственный дар Божий людям.

На Тайной вечере Иисус сказал Своим ученикам: «Я есмь лоза, а вы ветви» (Ин.15:5). Через веру в Иисуса Христа как Бога и Спасителя, через приобщение Его Плоти и Крови, через участие в жизни созданной Им Церкви, через исполнение Его заповедей для человека открывается возможность соединиться со Христом особым, сверхъестественным образом: как ветвь к лозе, он может привиться ко Христу и напитаться от Него теми животворными соками, которые даже отсохшей и умершей ветви способны возвратить жизнь.

Причащаясь Святых Христовых Таин, верующий принимает в себя Самого Бога. Вхождение Тела и Крови Сына Божия в тело и кровь человека знаменует собой всецелое и полное соединение человека с Богом – такое, какого невозможно достичь никаким другим способом. Через молитву мы можем общаться с Богом, открывать Ему свое сердце, слышать Его ответ. Через добрые дела мы можем угодить Богу, снискать Его благоволение. Но только через Причащение Святых Христовых Таин мы соединяемся с Богом духовно и физически, принимаем Его внутрь себя, так что наше тело соединяется с Его Телом и в наших жилах начинает течь Его Кровь.

По учению Святых Отцов, через Причащение верующие становятся родственниками Бога, соединяются с Ним в одну плоть. Воплотившись, Сын Божий стал нашим братом, а мы становимся Его братьями благодаря Причащению, через Его Плоть приобщаясь к Его Божеству: «Став однажды родственником нам по плоти и сделав нас сопричастниками Своего Божества, Он сделал всех Своими родственниками… – пишет преподобный Симеон Новый Богослов (X-XI вв.). – Как Ева была взята от плоти и от костей Адама, и были они оба одной плотью (Быт.2:24), так и Христос преподает нам Себя Самого в причастии Своей Плоти…».

В другом месте тот же святой пишет: «Ты сродник наш по плоти, а мы – Твои сродники по Божеству Твоему… Соединяясь же, мы все становимся одним домом, то есть все мы – родственники, все мы – братья Твои… Ты пребываешь с нами ныне и во веки, и делаешь каждого жилищем и обитаешь во всех…. каждый из нас в отдельности с Тобою, Спаситель, весь со Всем, и Ты – с каждым в отдельности находишься, Один с одним… И таким образом все члены каждого из нас сделаются членами Христовыми… и мы вместе сделаемся богами, пребывающими с Богом».

Новое качество бытия, которое человек на вершинах святости приобретает под действием божественной благодати, Святые Отцы называли обо́жением, то есть таким состоянием, когда человек благодаря соединению с Богом приобретает божественные свойства. Одним из действенных средств к достижению этого состояния является Причащение Святых Христовых Таин.

Через Причащение Бог, пребывающий на небесах, не просто сходит с небес на землю, но вселяется в тело и сердце человека, начинает жить в нем, освящая и просвещая его изнутри, преображая его человеческое естество и наполняя его Своим животворным присутствием.

Святой Иоанн Златоуст (IV в.) так пишет о Крови Христа, которой причащаются верующие: «Эта Кровь придает нам вид цветущий и царский; рождает красоту немыслимую, не дает увядать благородству души, непрестанно напояя ее и питая… Эта Кровь, достойно принимаемая, отстраняет и далеко прогоняет от нас демонов, призывает же к нам ангелов и Владыку ангелов. Демоны бегут оттуда, где видят Кровь Владыки, а ангелы туда стекаются. Пролитая на кресте, эта Кровь омыла всю вселенную… Эта Кровь – спасение душ наших. Ею душа омывается; ею украшается; ею воспламеняется. Она делает наш ум светлее огня. Она делает нашу душу чище золота. Эта Кровь излилась – и сделала небо для нас доступным».

К Таинству Причащения необходимо готовиться. Об этом напоминал еще апостол Павел: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор.11:27–29).

Чтобы достойно подготовиться к Причащению, существуют определенные сложившиеся веками правила. Прежде всего, в утро перед Причащением нельзя ни есть, ни пить. Кроме того, перед Причащением (в тот же день или накануне) принято исповедоваться, чтобы очистить душу от грехов и получить прощение от Господа. Верующие приглашаются накануне Литургии, на которой будут причащаться, присутствовать на вечернем богослужении, а дома прочитать «Последование ко Святому Причащению» – серию молитв, содержащихся в «Православном молитвослове». Многие христиане перед Причащением постятся в течение одного или нескольких дней.

Перечисленные правила могут быть по благословению священника смягчены или даже полностью отменены в особых случаях, например, в случае тяжелой болезни. Христианской Церкви не свойственно начетническое отношение к религиозной жизни, которое было характерно для фарисеев времен Иисуса Христа: исполнишь такое-то количество правил – угодишь Богу. Самое важное при подготовке к Причащению – помнить о том, что Бог смотрит на сердце человека, на его внутреннее расположение: Он ждет от нас любви к Себе, а не лишь механического исполнения тех или иных правил. «Сын мой! отдай сердце твое мне»,– говорит библейская Премудрость (Притч.23:26), олицетворяющая Собою Бога. Существующая практика подготовки к Причащению – не самоцель: она направлена на то, чтобы помочь человеку обрести должный настрой, очистить душу и сердце для достойного принятия Святых Таин.

В древней Церкви верующие причащались за каждой Евхаристией: представление о том, что крещеный христианин может прийти на Литургию, отстоять ее, но при этом не причаститься, вообще отсутствовало. В некоторые эпохи и в некоторых странах складывалась практика редкого Причащения – в том числе, по причине строгих правил подготовки. В настоящее время многие верующие причащаются каждое воскресенье и на все великие праздники. При этом индивидуальные правила подготовки к Таинству каждый верующий может обсудить со своим духовником или приходским священником.

Чтобы причастить младенца, нужно прийти в храм к началу причащения людей. В воскресный день в нашем храме это примерно в 11.20 (летом в 10.20) и поднести младенца к Чаше. Пост и исповедь, разумеется, от младенца не требуются, как и чтение молитв, но по мере взросления ребёнка к этому вы всё равно постепенно придёте. О посте и молитвах для детей не стесняйтесь спрашивать совета у священника.